Ретенированный зуб: определение, причины и последствия

Ретенированный зуб, также известный как задержанный зуб, является полностью или частично сформированным зубом, который не смог прорезаться в полости рта в нормальные сроки. Это явление встречается в практике стоматологов довольно часто и может привести к различным проблемам со здоровьем.

Ретенированный зуб: определение, причины и последствия

Причины развития ретенции зубов

Ретенция зубов может быть вызвана различными факторами, включая:
  • Нарушение роста и развития челюстей.
  • Изменение положения зачатка зуба.
  • Наследственность.
  • Наличие сверхкомплектных зубов, препятствующих прорезыванию.
  • Общие заболевания и другие причины.
В процессе эволюционного развития человека из-за перехода к употреблению мягкой термически обработанной пищи и развитию речи произошло уменьшение размеров нижней челюсти. Это привело к тому, что зубам, которые появляются в полости рта последними, для нормального положения в зубном ряду просто не хватает места.

Симптомы ретенированного зуба

Симптомы ретенированного зуба могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей. В некоторых случаях ретенированный зуб может не проявлять себя вообще, в других он может стать причиной постоянных болей и воспалительных процессов.
Наиболее распространенной причиной обращения к стоматологу является острый перикоронит – состояние, при котором пациенты отмечают внезапно появившуюся боль в области прорезывающегося зуба во время жевания.
Если же процесс усугубляется и форма приобретает гнойный характер, больные отмечают ухудшение самочувствия, нарастающую слабость, повышение температуры тела до 38,0°С.

Патогенез ретенированного зуба

Основными звеньями патогенеза ретенции зубов являются тесно связанные между собой или изолированно возникшие общие и местные факторы.
Среди общих факторов отмечают перенесённые заболевания, инфекции, эндокринные нарушения, рахит, снижение общего иммунитета, иммуносупрессию (угнетение иммунитета), авитаминозы и другое.

Виды зубной ретенции

Ретенция зубов может классифицироваться по различным критериям. Наиболее распространенным делением является классификация по степени прорезывания. Так, выделяют полуретинированные зубы, которые частично видны в десне, и полностью скрытые – находящиеся под десной или костной тканью.
Одним из методов классификации является учет положения моляра, клыка или премоляра:
  • Ввертикальное.
  • Горизонтальное.
  • Угловое.

Причины появления ретинированных зубов. Можно ли предотвратить ретенцию

Наиболее популярная причина появления ретинированных зубов – это генетическая предрасположенность. Причем передается по наследству не желание клыков и моляров расти «кто в лес, кто по дрова», а строение челюсти. Она может быть узкой, отчего всем необходимым элементам зубного ряда просто не хватает места. Но есть и другие причины:
  • Неправильный прикус, который сформировался из-за вредных миофункциональных привычек или механических травм.
  • Ранняя потеря молочных зубов, из-за которой у постоянных нет ориентиров для роста.
  • «Лишние» зубы - атавизм, носящий название полиодонтия.
  • Изначально больные зубные зачатки.
В некоторых случаях проблемы с ретенцией можно предупредить. Некоторые ортодонты и детские стоматологи рекомендуют использовать трейнеры, чтобы развить зубную дугу и дать растущим клыкам и молярам ориентир для прорезывания. Если же проблемы наследственного характера, поможет только своевременное лечение.

Чем опасны ретинированные зубы

Несмотря на то, что иногда непрорезавшиеся зубы никак не мешают человеку, нужно понимать, что каждый ретинированный зуб - это потенциальная причина тяжелых и неприятных заболеваний. Они приводят к следующим проблемам:
  • Воспалительные процессы.
  • Незаживающие язвы на деснах, щеках.
  • Постоянное появление кариеса, пульпита.
  • Появление десневых карманов, из-за которых может развиться пародонтит.
  • Инфекционные процессы, нередко приводящие к остеомиелиту (гнойное поражение челюстей).

Лечение ретенированных зубов

Лечение ретенированных зубов проводится амбулаторно и комплексно. Если в зубной дуге достаточно места для прорезывания зуба и зуб расположен правильно, предпочтительным методом лечения является хирургический.
Проводится операция перикоронарэктомия -- иссечение слизистой оболочки вокруг коронки ретинированного зуба, позволяющее обнажить не только жевательную, но и боковые поверхности коронки. Оперативное лечение проводят под местной анестезией.
После хирургического лечения назначают медикаментозную терапию, позволяющую снять воспаление, уменьшить боль и отек:
  • Антибактериальная терапия.
  • Нестероидные противовоспалительные препараты.
  • Антигистаминные препараты.

Осложнения и профилактика

Среди основных осложнений, которые может вызвать наличие ретинированного зуба, выделяют следующие:
  • Остеомиелит (воспаление костных структур).
  • Флегмона и абсцесс мягких тканей лица.
  • Медиастенит (воспаление средостения).
  • Тромбоз сосудов лица.
  • Одонтогенный синусит (воспаление слизистой оболочки верхнечелюстного синуса, вызванное распространением патологического процесса из первичного очага инфекции, локализованного в верхней челюсти и имеющего связь с зубом или периодонтом).
Профилактические меры пока не разработаны, поэтому врачи рекомендуют регулярно (1-2 раза в год) посещать стоматолога с целью контроля правильности развития зубного ряда, сроков прорезывания зубов и своевременного ортодонтического лечения.
Важно: информацию из этой статьи нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или других симптомов, проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.
Запишитесь на прием к детскому стоматологу